Частная история о том, как курортный доктор самоотверженно настаивает на обнародовании неутешительных заключений о качестве водолечебницы, приносящей единственный доход небольшому городку, и в одну минуту из героя превращается во всеобщего врага, - материал в нынешних реалиях провокационный. Двухчасовой спектакль напоминает выступление с кафедры: в нем преобладают статика и аскетизм, а мысль выражена словом точно, емко и внятно. Монологи Стокмана в исполнении Сергея Курышева не расцвечены призывами к протесту - в монохромном, стертом до болезненной серости пространстве они звучат как диагноз. Впрочем, один из самых известных исполнителей центральной роли - Станиславский, которому и посвящен этот спектакль, - в свое время тоже не планировал становиться революционным героем. Но в сознании общественности стал им, и гастроли 1901 года МХТ в Петербурге вошли в историю вместе с жестоко разогнанной поутру студенческой демонстрацией и овациями на вечернем представлении.
Тема противопоставления человека частного обществу задана с самого начала: за обеденным столом в доме Стокмана он и его домочадцы в светлых вязаных одеждах посажены против гостей в темных костюмных тройках - владельцев производств, представителей СМИ и мелких налогоплательщиков. На словах каждый из них готов оказать помощь доктору в нелегком деле борьбы за справедливость, но появление старшего брата (он же по совместительству мэр) вносит свои коррективы. Элегантный герой Сергея Власова в наглухо закрытом пальто, черных перчатках и котелке (знак безликости власти) говорит витиевато и много, донося, однако, до каждого печальные финансовые последствия в случае, если будет осуществлен план по очистке загрязненных вод. Продолжая есть и пить, не меняя позы и не теряя спокойствия, эти трое от своих планов закономерно отрекаются. Легкость, с которой это происходит, не удивляет, как и главный аргумент: «действовать лучше в компании - ответственности меньше». http://altut.ru/stories/kreditnye-karty/pr...rmleniya-karty/
Поражает внутреннее спокойствие, с которым в противовес звучат слова о том, что «самый сильный - это тот, кто абсолютно одинок». И ключевой образ постановки - выстроенная на сцене неглубокая комната, ограниченная рядом створчатых окон, пророчески пропитана атмосферой неизбежного одиночества, отшельничества.